
Власти России после распада Советского Союза искали разные способы привлечения капитала. Одной из них была идея превращения стратегических атомных подводных лодок в подводные … танкеры.
«Акулы» как танкеры
Подводные лодки проекта 941 — «Акула» (код НАТО «Тайфун») были самыми крупными подводными лодками этого типа в истории. Они были 172 метра в длину и 23 метра в ширину. Подводное водоизмещение такого корабля составляло 48 тысяч. тон. Двигательная установка представляла собой два реактора PWR OK-650, питавшие две турбины, приводящие в движение два гребных винта. Эти корабли могли развивать подводную скорость до 27 узлов. Основное вооружение — 20 межконтинентальных баллистических ракет Р-39, дополнительно — 650 и 533-мм торпедные аппараты.
Идея использования этих лодок в качестве перевозчика гражданских грузов заключалась в том, чтобы иметь возможность плавать в ледяных водах Арктики. Благодаря такому решению отпадает необходимость в использовании ледоколов для помощи при медленном наземном транспорте.
Однако быстро выяснилось, что не все типы грузов можно перевозить на Акуле. Перевозка массовых и потребительских товаров была практически невозможна из-за ограниченных возможностей погрузки грузов. Весь процесс логистики проходил только через несколько узких люков, которые не подходят для промышленного использования. Однако эта проблема не возникнет в случае с ликвидными товарами, такими как сырая нефть или нефтепродукты, и именно так родилась смелая идея.
Однако перед переоборудованием подводных лодок в танкеры стояли две проблемы. Несмотря на огромные размеры для подводной лодки, Акула не такая большая, как танкеры, предназначенные для перевозки нефти и топлива. Средние суда типа Supramax, могут перевезти 40-50 тысяч тонн такого груза. В случае модифицированной Акулы это было бы всего 10 000 тонн. Вторая проблема заключалась в характеристиках агрегата, то есть в его ядерной силовой установке. Высказывались опасения, что во время транспортировки может произойти отказ, что приведет к взрыву, который, в свою очередь, может вызвать неконтролируемую цепную реакцию в двух реакторах, установленных на корабле. Риск был слишком велик и перевешивал преимущества возможной конверсии.
Из шести построенных Акул сегодня остается в строю только одна, которая служит испытательной площадкой для новых типов оружия.