Top.Mail.Ru
Новости
Сколько нефти может хранить Россия? (АНАЛИЗ)
15.05.2020 в 12:48
STILET
184

Снижение спроса привело к падению цен на нефть до рекордно низкого уровня. То, чем могут наслаждаться импортеры, является проблемой для экспортеров. Особенно, если они хотят сохранить производство и не имеют надлежащих мощностей для хранения добытого сырья. Саудовская Аравия, США и Россия оказались в этой ситуации. Однако последний находится в потенциально наиболее сложной ситуации

Предложение выше спроса
Мировой спрос на нефть в апреле, по данным Международного агентства, упал до рекордно низких уровней, последний раз котировавшихся в 1995 году, и составил около 70 млн баррелей в сутки. Это означает сокращение спроса менее чем на 30 млн баррелей в сутки. Согласно майским прогнозам, снижение спроса, как ожидается, достигнет 26 млн баррелей в день, в то время как в июне ожидается на 15 млн баррелей в день меньше, чем в прошлом году.

В результате этих прогнозов сокращения добычи, которые были введены с начала мая 2020 года и предполагают сокращение на 9,7 млн баррелей в день в странах ОПЕК+, а также около 3 млн баррелей в день в странах G20 (США, Канада, Бразилия), кажутся недостаточными. При поддержании низкого уровня спроса или его роста существенно влияют меры по ограничению распространения коронавирусной пандемии, введенные практически всеми правительствами по всему миру. От их отмены и ослабления зависит, как долго спрос на нефть будет оставаться на уровнях исторических минимумов.

В этом контексте, в конце апреля появилось множество тревожных сигналов, о полном заполнении складов нефти производителями, которые не ограничили собственного производства нефти, несмотря на отсутствие физического спроса на нее. По данным на апрель, добыча нефти в мире составила около 90 млн баррелей в сутки. Это означает, что каждый день 15 миллионов баррелей нефти не находили покупателя и должны были поступать на склады, емкостя которых, способное принимать сырье, с каждым днем становилось все меньше и меньше

Все меньше места для хранения нефти
У Соединенных Штатов есть самая большая емкость хранения нефти в мире. По данным Управления энергетической информации США, объем хранилищ в США составляет 653,4 миллиона баррелей. На прошлой неделе было верно, что акции упали на 700 000. Однако объем баррелей, хранящихся в резервуарах на всей территории Соединенных Штатов, является рекордным и составляет 531,5 млн. баррелей. Это почти на 60 миллионов баррелей больше, чем за аналогичный период прошлого года. Символом емкости для хранения нефти в США является город Кушинг, штат Оклахома, в котором уже имеется более 86 процентов от общей доступной емкости. В Кушинге в настоящее время хранится 62,5 миллиона баррелей нефти. Кроме того, в дополнение к коммерческим возможностям хранения нефти, у американцев есть возможность хранить 800 миллионов баррелей в рамках SPR (Стратегические нефтяные резервы), которые являются механизмом безопасности под ответственностью федеральных властей. В конце апреля склады SPR были заполнены 635 миллионами баррелей.

Китай, как второй по величине потребитель нефти, также имеет обширные складские мощности, которые также недавно были заполнены, сначала из-за простоя китайской экономики во время национального карантина в январе и феврале, а затем из-за благоприятных цен на нефть, что стимулировало импортеров к закупки сырья для хранения.

По словам Вуда Маккензи, объем хранения нефти в Китае быстро увеличился за последние несколько лет. По оценкам, они увеличились с примерно 200 миллионов баррелей в 2014 году до 1,1 триллиона баррелей в 2020 году, что означает, что Китай после США обладает крупнейшими в мире возможностями хранения нефти. В отличие от американцев, китайцы не сообщают об уровне наполнения своих хранилищ. Согласно официальной информации, Китай стремится обеспечить поставки на 90 дней потребления.

Индия, как третий по величине импортер нефти в мире, постоянно расширяет свои возможности для хранения нефти. В настоящее время Индия может хранить 270 миллионов баррелей нефти, из которых около 50 миллионов на танкерах. По словам министра нефти Дхармендра Прадхан, в начале мая все емкости для хранения нефти уже были использованы.

Транснефть

Россия в другой ситуации. В отличие от трех вышеперечисленных стран, Россия десятилетиями была экспортером, а не импортером нефти. Эта роль означала, что хранение нефти не было основной задачей этой страны.

Также трудно однозначно оценить способность России хранить нефть, потому что российские компании не хвастаются возможностями объектов, где они могут хранить нефть.

Согласно отчету IHS Markit, Россия находится в наиболее сложном положении из всех основных производителей нефти, когда речь идет о хранении черного золота. По подсчетам аналитиков, в случае полного прекращения экспорта российские складские площади будут полностью заполнены за восемь дней. При среднем российском экспорте нефти в 5,5 млн. баррелей нефти в день это будет означать, что, по подсчетам аналитиков, в России есть склады, способные хранить только 44 млн. баррелей нефти, или чуть более 6 млн. тонн.

Согласно официальным данным, «Транснефть», как организация, отвечающая за логистику в процессе добычи нефти, имеет емкость хранения около 20 миллионов тонн, что соответствует примерно 145 миллионам баррелей

Не везде можно хранить нефть

Однако следует отметить, что эти возможности применимы не только к самому сырью, но и к нефтепродуктам. Кроме того, некоторые установки «Транснефти» используются исключительно для технологических целей, связанных с транспортировкой нефти. Нефтепровод должен быть постоянно заполнен сырьем, чтобы он мог выполнять функцию, связанную с передачей нефти. Вот для чего используется сырая нефть «Транснефти», которую компания должна хранить в части резервуаров. Поэтому их нельзя использовать в качестве классических хранилищ нефти.

В 2009 году в Российской Федерации действовало более 400 топливных баз (в основном, в районе транспортных магистральных трубопроводов), которые имели 1066 нефтяных резервуаров различной вместимости.

С тех пор, однако, было сделано много инвестиций в новые транспортные трубопроводы, на которых появились дополнительные базы для хранения дополнительных объемов нефти и нефтепродуктов. Директор брокерской фирмы BCS Broker Вячеслав Абрамов заявил в РИА Новости, что в крайнем случае около 10 млн тонн (около 75 млн баррелей) можно хранить в количестве почти 70 тыс. километровой сети нефтепроводов Транснефти. Однако это возможно только на короткое время из-за ухудшения свойств сырья. Такая ситуация возникла в 2019 году, когда в трубопроводную систему «Транснефти» было закачано около 3,5 млн. тонн сырой нефти, загрязненной хлоридами с Беларуси.

Нефтеперерабатывающие заводы
Помимо Транснефти, нефтяные компании с собственными нефтеперерабатывающими заводами и нефтебазами на морских экспортных терминалах также имеют ограниченные возможности хранения сырой нефти. По данным Минэнерго России, в 2019 году на территории Российской Федерации действовало 34 крупных нефтеперерабатывающих завода.

Помимо основных нефтеперерабатывающих заводов, принадлежащих крупнейшим игрокам на рынке нефти, есть несколько десятков небольших не вертикально интегрированных НПЗ. Крупные нефтеперерабатывающие заводы имеют собственные складские мощности, в основном для нефтепродуктов, которые они сами производят. Однако эти заводы также страдали от проблем с уменьшением спроса на топливо. По словам Александра Новака, спрос на топливо в России упал в среднем более чем на 35 процентов. Однако это не очень точный расчет, потому что в некоторых регионах России спрос на топливо упал даже более чем на 60 процентов (например, в Чечне)

Ж.д. цистерны
Чтобы исправить эту сложную ситуацию, некоторые заводы ускорили плановый ремонт и техническое обслуживание, а некоторые, такие как НПЗ Кириши, принадлежащий Сургутнефтегазу, решили зафрахтовать железнодорожные цистерны, на которых они начали складировать нефтепродукты, которые не смогли продать. Тем не менее, использование железнодорожных цистерн не обеспечивает значительного места для хранения сырой нефти или нефтепродуктов.

Одно из крупнейших предприятий с более трех тыс. железнодорожных цистерн компания «Нефттранссервис» способна хранить около 180 тысяч. тонн нефти (около 1,3 млн баррелей). Всего в России 245 000 железнодорожных цистерн с общей емкостью хранения сырой нефти или нефтепродуктов около 100 миллионов баррелей. Однако стоит отметить, что не все из них могут быть использованы в качестве хранилищ сырья. Кроме того, использование железнодорожных цистерн в больших количествах может создать логистическую проблему, связанную с недостаточным количеством свободных железнодорожных подъездных путей или участков пути, которые не используются ежедневно

Танкеры
Потенциально спасением в ситуации могли бы оказаться танкеры. Россия имеет в государственном Совкомфлоте 65 танкеров, которые, по примеру Саудовской Аравии, могли бы служить плавучими хранилищами нефти или нефтепродуктов. И, собственно, такую роль они выполняют, но не в пользу российских компаний. Танкеры Совкомфлота стоят в портах Нидерландов, Германии и Кипра, а также продолжают осуществлять поставки нефти по долгосрочным контрактам. Во флоте Газпромфлота находится всего пять танкеров, которые уже давно заполнены нефтепродуктами.

По оценкам открытых источников, суммарные запасы в России не превышают 300 млн баррелей. Но имейте в виду, что в это число входят технологические установки Транснефти, резервуары для нефтепродуктов и другие склады, которые по разным причинам не могут использоваться в качестве типичных объектов для хранения нефти

Два видения
Ситуация на мировом рынке нефти стала постепенно стабилизироваться. Нефтяное соглашение, несмотря на различные проблемы, работает, цена на нефть немного выросла. Однако риск перелива нефти в мире еще не прошел. Танкеры, плавающие в морях и океанах, в настоящее время чаще используются в качестве складов, чем для транспортировки нефти. В России появились различные идеи для решения проблемы избытка нефти. Одним из них было, среди прочего, сжигание сырья сразу после добычи. Стоимость сжигания будет ниже, чем закрытие всех скважин, но воздействие на окружающую среду будет непредсказуемым.

Кроме того, есть две фракции с разными взглядами на наращивание нефтебаз в России. Алексей Громов, директор по энергетике Института энергетики и финансов, призывает Министерство энергетики как можно скорее начать инвестировать в складские площади. Это объясняет не только с точки зрения безопасности, но также указывает на проблемы, которые позволяют регулировать рынок и его гибкость.

По словам Громова, в России должны быть хранилища для хранения около 10 процентов годовой добычи нефти, то есть от 50 до 60 миллионов тонн (440 миллионов баррелей). С аналогичной просьбой к российскому правительству планирует обратиться Союз производителей нефти и газа РФ. В 90-е годы существовала идея построить центральный нефтяной склад в Приволжском районе, однако вскоре эти планы были отвергнуты как слишком дорогостоящие.

Однако другие эксперты в России придерживаются другого мнения. По их словам, строительство нефтебаз в России бессмысленно. По их мнению, такие склады стояли бы большую часть времени совершенно пустыми, что приводило бы к потерям.

Министерство энергетики также скептически относится к идее инвестирования в проекты по хранению сырья. — Строительство складской инфраструктуры — это длительный процесс: проектирование, определение структуры финансирования, строительство. Все это может занять больше года. Я сомневаюсь, что мы можем сейчас рассмотреть эту возможность в краткосрочной перспективе, но в целом мы изучаем все возможные варианты. Мы по-прежнему считаем, что меры по борьбе с пандемией будут иметь положительный эффект, страны постепенно откажутся от ограничений, а спрос восстановится, — заявил министр энергетики Александр Новак

Вывод
Однако то, что не является такой серьезной проблемой для крупных нефтяных концернов в России, может быть смертельной угрозой для небольших компаний, занимающихся добычей и переработкой нефти. Таких предприятий в России работают сотни, что составляет около 2 процентов от годовой добычи нефти. Для этих субъектов отказ от закупки сырья нефтеперерабатывающими заводами при отсутствии складских мощностей и недостаточной поддержке государства связан с необходимостью закрытия бизнеса и увольнения людей.

Независимо от того, будут ли склады в России созданы или нет, нынешний кризис перевернет существующую бизнес-модель многих компаний, занимающихся добычей и переработкой нефти в этой стране

Похожие записи:

Герхард Шредер был переизбран главой совета директоров "Роснефти"
Черная мечта Nord Stream 2 сбывается. Поможет ли Nord Stream 3?
Саудовская Аравия снизила майские цены на нефть в Азии на $ 4,2 за баррель: доку...
Беларусь созрела для диверсификации нефтепродуктов из-за угрозы господства Росси...
Россия: Путин положительно оценивает договоренности ОПЕК + по нефти
Сколько действительно стоит российская нефть? Анализ
Глава Роснефти просит Путина о поддержке в период кризиса цен на нефть
Россия поставляет ядерное энергетическое оборудование для блоков 3,4 на АЭС Куда...
Министр энергетики России говорит о ценах на добычу нефти в России
Внутренние цены на российскую нефть упали до $ 9,2 за баррель
Соглашение между Польшей, Украиной и США о поставках СПГ ждет решения Нафтогаза
Росатом заранее разрабатывает Северный морской путь
Объявлен список из 79 товаров США, которые могут быть освобождены от таможенных ...
Россия будет защищать интересы "Газпрома" в Беларуси
Выход за пределы Ормузского пролива имеет стратегическое значение для Ирана
До 50 нефтянных танкеров могут получить санкции от Трампа
Загрязненная нефть из России остается проблемой для польских компаний
Цены на нефть в США колеблются. На рынках обеспокоены спросом на сырье
Sinopec начинает строительство резервуаров для хранения СПГ в Тяньцзине
Кризис цен на нефть не может быть быстро преодолен. Новое нефтяное соглашение - ...
Шанхай: переработка контейнеров практически вернулась на нормальный уровень
Нефть растет до двухмесячного максимума на фоне восстановления спроса
Дешевая нефть предвещает кризис в Центральной Азии
Россия отвечает польской PGNiG угрозой ограничения поставок Ямалским газопроводо...
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика