
Неожиданным эффектом низких цен на нефть на мировых рынках и рекордно низкого спроса может стать импорт готовых нефтепродуктов из Европы в Россию. Все из-за налоговой структуры на российском топливном рынке.
Глушитель акциза
Текущая ситуация проистекает из формы российской налоговой системы в отношении топливных концернов. В фискальном механизме, навязанном производителям топлива в России, существует так называемый ограничитель обратного акцизного налога. Этот механизм построен таким образом, что в случае высоких мировых цен на нефть на российском рынке не хватает нефти для внутренних нужд. Когда цена высокая, российские НПЗ получают возврат акцизного налога, чтобы компенсировать убытки, возникающие в результате переработки нефти, которая может быть экспортирована по высокой цене. В ситуации, когда нефть в мире дешева, механизм работает наоборот. Нефтеперерабатывающие заводы должны отдавать деньги в виде акцизов. Нефтяные компании переносят затраты на готовую продукцию, что, в свою очередь, повышает цены для покупателей в России.
В настоящее время на Петербургской бирже SPIMEX цены на основные виды бензина, то есть АИ-92 и АИ-95, составляют соответственно 41 500. и 43 тысячи рублей за тонну. По подсчетам Reuters, с учетом ввозной пошлины в пять процентов, текущий курс рубля, акцизного налога и НДС и импортного бензина в европейской части Российской Федерации будет стоить 37 тысяч. рублей за тонну.
Такая ситуация будет означать возвращение к ситуации 1990-х годов, когда Россия была импортером топлива
Таможенная пошлина на импорт из Европы
По мнению аналитиков, снижение оптовых цен на топливо производителями приведет к углублению потерь. Решением будет изменение правил механизма демпфирования. Однако это повлечет за собой потери для госбюджета, которые в эпоху нынешнего кризиса неприемлемы.
Источники Reuters сообщают, что решением потенциальной проблемы импорта топлива было бы введение барьеров. Однако это означает, что российские водители, безусловно, не выиграют от низких цен на нефть. Наоборот, чем больше он упадет, тем больше заплатят на заправках