
Форум «Право на развитие» убеждает Польшу в импорте энергии, в том числе от Островецкой АЭС в Беларуси. Его автор был сотрудником консультативной организации при премьер-министре Республики Польша. Поляки демонтировали ЛЭП Белосток-Рось, сосредоточившись на энергии из внутренних источников
Law4Growth предупреждает о дефиците генерирующих мощностей в Польше из-за длительного инвестиционного процесса обычных электростанций. Он напоминает, что он длится в среднем шесть лет. Он напоминает, что Высшая Контрольная палата установила, что все девять проектов этого типа, реализуемых в последние годы в Польше, были отложены.
— Будучи отправной точкой для принятия решения о начале строительства атомной электростанции, отрицательная оценка управленческих компетенций польской политической элиты и управленческого персонала имеет решающее значение из-за очень большой продолжительности инвестиций, в течение которых миллиарды потраченных злотых не приносят никакой выгоды: ни выработка электроэнергии, ни или финансовый доход. Из-за отсутствия национального опыта следует ожидать еще больших задержек, чем в странах, строящих последующие блоки АЭС, — мы читаем в исследовании.
— Мы должны согласиться с тем фактом, что из-за низкой стратегической независимости мы можем либо приобрести «коробочную» атомную электростанцию на той же основе, что и Объединенные Арабские Эмираты, с полной передачей финансовых потоков поставщику технологий, либо выбрать партнерство с другой страной, имеющей опыт в ядерной энергетике — оценивает Law4Growth. — Существует гораздо более реальный потенциал для установления партнерских отношений, ведущих к совместному строительству, модернизации или эксплуатации атомной электростанции в сотрудничестве с Чешской Республикой, Словакией, Украиной и Беларусью
По оценкам Law4Growth, Польша могла бы связать дискуссии о начале обратных поставок нефти в Беларусь с предложением построить электростанцию »под Гродно» и импортировать из нее энергию. — Покупка электроэнергии на Островецкой электростанции станет оптимальным дополнением к дефициту энергоснабжения на северо-востоке Польши после прекращения строительства ТЭЦ Остроленка-С, хотя для этого потребуется политически чувствительное соглашение с литовскими властями, — оценивает автор доклада. По его мнению, реанимация проекта энергетического моста из Украины может быть более успешной, но не в версии, предложенной покойным доктором Яном Кульчиком. — Проект по строительству энергомоста Украина-ЕС, вероятно, не имеет достаточно сильной политической поддержки, но нет никаких сомнений в том, что есть место для налаживания более тесного польско-украинского сотрудничества, например, расширения мощностей по производству угля на Добротворской электростанции, — утверждает Law4Growth.
— Польские компании могут сделать шаги вперед, принимая решение о зарубежной экспансии: строя угольные энергетические блоки в Беларуси и Украине, можно избежать расходов на приобретение разрешений на выбросы CO2 и, вступая в сотрудничестве с предприятиями, уже эксплуатирующими атомные электростанции, они могут приобрести уникальный опыт — мы читаем в Law4Growth
Аналитический центр также описывает потенциал поляков, участвующих в ядерных проектах в Чешской Республике и Словакии.
Польше не нужна атомная электростанция, строительство которой превышает наши возможности, а нужна ядерная энергия, которая может стабильно и безопасно генерироваться на электростанции, расположенной в одном из наших соседей: Украине, Беларуси, Чехии или Словакии, — утверждает автор доклада.
Островецкая электростанция в Беларуси — это проект Росатома мощностью 2400 МВт, который должен был быть завершен в 2020 году, но отстает. Одной из его целей был экспорт за пределы Беларуси, которому препятствовало сопротивление Литвы и Польши. Поляки демонтировали подключение к электричеству ЛЭП Белосток-Рось, утверждая, что они не заинтересованы в импорте энергии из Беларуси.
Информация на сайте центра показывает, что директор программы Law4Growth и автор текста Конрад Хенниг в прошлом был сотрудником отдела Центра стратегического анализа Канцелярии премьер-министра.