Top.Mail.Ru
Новости
Почему прекращаются поставки нефти по нефтепроводу «Дружба»?
17.02.2021 в 09:54
STILET
184

В СМИ появилась информация о том, что польский Orlen достиг договоренности с «Роснефтью» о новом двухлетнем контракте на поставки сырой нефти. Новинка, по данным источников Reuters, заключается в значительном сокращении поставок по нефтепроводу «Дружба». Почему иссякает Дружба?

Новый контракт на горизонте

Согласно источникам Reuters, по новому контракту предусмотрено около 300 000 тонн сырой нефти в месяц по нефтепроводу «Дружба». Это на 200 000 тонн меньше, чем по предыдущему соглашению. Согласно заявлению Orlen от 2019 года, объем поставок сырой нефти должен был составить от 5,4 до 6,6 миллиона тонн сырой нефти в течение года, то есть от 450 до 550 тысяч тонн в месяц.

Reuters сообщает, что ядром разногласий между компаниями была цена, которую «Роснефть» ожидала за поставки по нефтепроводу «Дружба». Пока нет информации о том, что новый контракт включает положение о перенаправлении поставок нефти из Дружбы на морские нефтяные терминалы в Усть-Луге или Приморске, а затем в нефтяной порт в Гданьске. Во всей головоломке решающими могут быть именно морские поставки нефти.

«Роснефть» ожидала, что европейские получатели нефти, использующие трубопровод «Дружба», будут платить более высокую цену за поставленное сырье. Компания объяснила это более высокими затратами на транспортировку сырья по трубопроводу, чем на транспортировку через морские нефтяные терминалы. Вот где возникает проблема.

Многим наблюдателям кажется логичным, что транспортировка сырой нефти по нефтепроводу Дружба должна быть дешевле, чем транспортировка сырья по морю, и это было бы, если бы вся инфраструктура была объектом деятельности, основанной на принципах свободного рынка. . Однако с Дружбой дело обстоит иначе.

Где будет дешевле?

Для Беларуси доходы от транспортировки российской нефти являются важным элементом государственного бюджета. Поэтому в случае возникновения каких-либо экономических кризисов и экономических проблем в Минске, правительство в первую очередь накладывает новые налоги и сборы на предприятия, занимающиеся транспортировкой углеводородов (например, экологический сбор). В связи с тем, что магистральные газопроводы не принадлежат государству, единственной сферой, где можно регулярно получать дополнительные доходы, является сектор транспортировки нефти и нефтепродуктов, принадлежащий государственной Гомельтранснефть-Дружба (сырьевые трубопроводы) и Российская Транснефть

В последние годы одним из самых острых споров между Москвой и Минском стала ставка тарифа на транспортировку российской нефти на Запад. Это неявно является прерогативой антимонопольных властей обеих стран, но на практике спор в конечном итоге разрешается политиками на самом высоком уровне правительства.

Согласно последним принятым Россией тарифам с 1 февраля 2021 года тариф на транспортировку нефти по трубопроводу Дружба от белорусско-российской границы (Унеча / Высокое) до польско-белорусской границы (Адамово-Застава) составляет 390 российских рублей без НДС за тонну отправленного сырья (5,32 доллара / 0,75 доллара за баррель). В 2016 году стоимость транспортировки тонны нефти по тому же маршруту составила 267 российских рублей (3,8 доллара США).

Роснефть, находящаяся в тяжелом финансовом положении из-за пандемии COVID-19, необходимости увеличения расходов на поиск новых нефтяных ресурсов и финансирования новых инвестиционных проектов, а также адаптации к требованиям соглашения ОПЕК плюс, должна стремиться к экономии. и максимизировать прибыль от продажи своей продукции.

Один из способов — изменить способ доставки сырья. Ранее, на основании договорных положений, как в случае с Lotos, так и с Orlen, были изменения в способе доставки нефти в Польшу. Когда продавец решил, что выгоднее доставлять нефть морем, нефть из Приморска или Усть-Луги отправили в Нафтопорт в Гданьск. Польские нефтеперерабатывающие заводы от этого не проиграли, так как расходы взял на себя продавец.

Согласно отчету Argus, в сентябре 2020 года отгрузка нефти марки Urals из Приморска (фрахт, страховка плюс портовые и навигационные сборы) стоила 0,75 доллара за баррель (для доставки в Роттердам). К этой сумме нужно добавить 0,27 доллара за баррель за перевалку на нефтяном терминале. Это означает, что после добавления 20-процентного НДС к транспортировке через Беларусь стоимость доставки через порты будет ниже или равна цене доставки до польско-белорусской границы по нефтепроводу «Дружба». Как это ни парадоксально, морские перевозки предоставляют продавцу большую гибкость, что также приводит к льготному режиму этого метода экспорта.

В настоящее время ситуация на рынке морских грузовых перевозок в регионе Балтийского и Северного морей очень благоприятна для продавцов нефти. По данным международной грузовой ассоциации Worldscale, в 2021 году расходы на фрахт по маршруту Усть-Луга / Приморск — ARA (Амстердам-Роттердам-Антверпен) упали в среднем на 12,75% по сравнению с 2020 годом, что по-прежнему было рекордно плохим для судовладельцев. Индекс WorldScale, определяющий фрахтовые ставки для танкеров Aframax (80 000–120 000 DWT) и Handymax (40–50 000 DWT), большую часть года колебался в диапазоне WS40-60. Что это значит? Ассоциация Worldscale ежегодно определяет среднюю стоимость фрахта на репрезентативных маршрутах для представительных типов судов. Это базовое значение, обозначаемое как WS100. Диапазон может быть от 1 до 1000. Чем ниже значение, тем меньшую цену фрахта может согласовать клиент, желающий арендовать судно. Чем выше значение, тем большую оплату может потребовать судовладелец-фрахтователь. Уровни, наблюдаемые в Балтийском море в 2020 году, были самыми низкими за более чем пять лет. Это было связано с высоким спросом на супертанкеры в качестве плавучих нефтехранилищ. С другой стороны, суда меньшего размера совершали меньше круизов из-за более низкого спроса на нефть на мировых нефтеперерабатывающих заводах в результате снижения спроса на топливо, в основном авиационное и средние дистилляты.

Мотивация Orlen

Важный фактор, который не поднимается российской стороной и который может иметь ключевое значение, — это желание польской компании Orlen диверсифицировать поставки нефти. В случае с соглашением 2019 года поставки со стороны «Роснефти» также сократились почти на 30%. Контракт на 2016-2019 годы предусматривал объемы на уровне 6-8,4 млн тонн в год (500-700 тыс. тонн в месяц). Если сообщения Reuters подтвердятся, и контракт на двухлетний период будет содержать объем 3,6 млн тонн в год, это будет сигналом того, что Orlen хочет еще больше диверсифицировать портфель поставщиков сырой нефти. Речь идет не о замене российской нефти на другое сырье, хотя этого нельзя исключать. Не исключено, что нефть Роснефти будет заменена нефтью других российских поставщиков, таких как Татнефть, Башнефть и Газпромнефть. Но это также может быть, например, нефть Saudi Aramco.

В этом контексте интересно отсутствие спредов по объему в предыдущих контрактах и ​​сокращение срока контракта на один год. Если разоблачения Reuters действительно подтвердятся в окончательной версии контракта, это может означать подготовку к некоему новаторскому соглашению с другими поставщиками черного золота для польского рынка. Тем более, что Orlen не планирует в ближайшие годы сокращать переработку сырья на своих НПЗ.

По информации СМИ, контракт должен быть подписан до конца февраля и вступит в силу в начале марта. В сложный период для нефтеперерабатывающей отрасли «Роснефть», несомненно, хотела найти кого-то, кто компенсировал бы ей рост пошлин на поставки через Белоруссию. Очевидно, Орлен не хотел быть стороной такого соглашения.

27.02.2021 в 10:15
Советские атомные корабли как подводные лодки-танкеры? Был такой план
27.02.2021 в 03:08
Украина национализирует нефтепровод Самара-Запад
18.02.2021 в 09:58
Хорошие данные заставляют саудовцев снова затопить рынок нефтью
16.02.2021 в 10:38
Польский «Orlen» сократит импорт нефти из России в рамках нового соглашения с Роснефтью
22.01.2021 в 09:40
Байден хочет временно остановить добычу нефти на Аляске
22.01.2021 в 09:29
Покупатели отказываются от нескольких партий ливийской сырой нефти из-за высокого содержания ртути
22.01.2021 в 09:06
Американцы наказывают Россию за обход санкций против Венесуэлы
20.01.2021 в 09:14
Нефтяные компании и группы помощи планируют оказать давление на Байдена, чтобы он разрешил Венесуэле обмен нефти на топливо
25.02.2021 в 09:24
Немецкая Wintershall отказывается от финансирования Северного потока 2
25.02.2021 в 09:19
Турция поддерживает поставки туркменского газа в Европу
25.02.2021 в 09:14
Еврокомиссия утверждает, что только Германия может остановить Северный поток — 2
25.02.2021 в 02:57
Польша рассказывает США о Северном потоке 2, а США напоминают о свободе СМИ
25.02.2021 в 02:49
Немецкая страховая компания подтверждает выход из Северного потока 2
19.02.2021 в 11:09
Массовое отравление на борту турецкого сухогруза, 1 погибший, идет эвакуация, Россия. ОБНОВЛЕНО
19.02.2021 в 09:28
Будет черный список «Северного потока 2», но новые санкции США могут отложить на консультацию
19.02.2021 в 09:23
Поражение Борелла в Москве-холодный душ для Запада
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика