
Через десять лет, когда экономисты обдумывают точный момент, когда США уступили будущее Китаю, события этой недели, несомненно, возглавят список кандидатов с отметкой времени.
В конце концов, это была неделя, когда президент Китая Си Цзиньпин бросил еще 4 триллиона юаней, или 565 миллиардов долларов, на экономику, принимающую разрушительные удары коронавируса. Цифра в 4 триллиона юаней покажется знакомой студентам 2008 и 2009 годов, когда Пекин бросил именно эту сумму на падение спроса на фоне “Lehman stock.”.
Это сработало тогда. Китай быстро оправился от краха Уолл-стрит благодаря агрессивным расходам на инфраструктуру. К 2009 году Китай снова вырос на 8,7% благодаря гигантским проектам общественных работ — шоссе с шестью полосами, мосты, порты, новые усеянные небоскребами коммерческие центры.
Теперь, когда Коммунистическая партия Си ведет аналогичную игру, трудно не оплакивать ошибки этой недели в Вашингтоне Митча Макконнелла.
В течение тех же 24 часов, в течение которых Си объявил о планах по строительству еще большего количества аэропортов, железных дорог и электросетей на сумму почти 600 миллиардов долларов, лидер большинства в Сенате Макконнелл рассказал о сравнительных модернизациях американского экономического оборудования. «Инфраструктура не связана с пандемией коронавируса, которую мы все испытываем и пытаемся выяснить, как двигаться дальше», — сказал Макконнелл.
Музыка для ушей Си. Триллионы долларов, которые его правительство потратило на феерию «Сделано в Китае в 2025 году», уже позиционируют Китай для того, чтобы возглавить будущее искусственного интеллекта, автоматизации, микрообработки, возобновляемых источников энергии, робототехники, транспортных средств с автоматическим управлением. И Трамп сделал это легко для Си. В то время как Китай готовится к глобальной экономике, с которой он столкнется в 2025 году, Трамп снова делает уголь великим.
Конечно, Си медленно вытаскивал щупальца государства из экономики. Его обещания позволить рыночным силам играть «решающую» роль в принятии решений за семь лет получили лишь скромную поддержку. Тем временем китайская теневая банковская система размером в 10 триллионов долларов продолжает безрассудно распределять капитал.
Смотрите не дальше, чем недавний скачок числа банковских катапультирований, включая Bank of Gansu, зарегистрированный в Гонконге. Усилия Пекина по спасению подчеркивают ухудшение балансовых отчетов и чрезвычайную непрозрачность, от которой страдает China Inc. Мошенничество с бухгалтерским учетом в Luckin Coffee, предполагаемом убийце Starbucks в Китае, является напоминанием о том, что крупнейшая экономика Азии не готова к мировому прайм-тайму.
Но три с половиной года правления Трампа были потерянным периодом для наращивания экономической мощи, необходимой для опережения Китая. Трамп делает ноль, чтобы попасть под капот экономики. Его торговая и протекционистская политика, возможно, сработала, скажем, в 1985 году. В 2020 году, однако, его пошлины просто добавили встречный ветер, поскольку мировая экономика парирует covid-19.
Трамп не повышает конкурентоспособность и производительность и не стимулирует инновации. Он сокращает инвестиции в образование, обучение и здравоохранение. Республиканская партия Трампа избегает инфраструктурного «большого взрыва», необходимого для поднятия американской экономической игры. Вместо этого он снижает налоги таким образом, чтобы вознаграждать миллиардеров, не стимулируя компании к тому, чтобы увеличивать зарплаты или оттачивать конкурентоспособность.
За последние несколько лет Трамп расширил пропасть между богатыми и бедными, поставив денежно-кредитное смягчение перед структурной реформой. Это та же самая ошибка, которую Япония делает с 1980-х годов. Один только стимул не делает ничего, чтобы уменьшить коррупцию, повысить эффективность или выровнять условия игры.
Разрушающаяся инфраструктура Америки могла бы использовать свои собственные почти 600 миллионов долларов—или даже 2 триллиона долларов—для подтяжки лица. Мало того, что это создаст рабочие места, и быстро, но также и лучше подготовит США на 2025 год, когда господство Китая пройдет точку невозврата.
Существует альтернативная реальность, в которой разгром китайского коронавируса играет на руку Трампу. Китаю абсолютно необходимо отчитаться за то, как он справился с пандемией COVID-19, предположительно начавшейся в Ухане. Действительно, мировое сообщество должно проводить расследования и наказывать виновных. Но выходки Трампа, ложь и чрезмерная напыщенность помогают Китаю отвлечь вину.
Каждая причудливая тирада Трампа в Твиттере заставляет Китай выглядеть серьезным и трезвым. Каждая угроза Трампа ввести новые тарифы, потребовать более высоких военных платежей там или произвести какие-то споры играет на руку Пекину.
Так же как и отказ Макконнелла быть на высоте положения. В 78 лет вполне разумно думать, что республиканцу из Кентукки осталось не так уж много лет в высшем руководстве Сената. Однако потерянный период реформ, который представляет собой Макконнелл, будет связан с динамикой отношений США и Китая на десятилетия вперед.