Top.Mail.Ru
Новости
История все еще давит на Ямальский газопровод (АНАЛИЗ)
20.05.2020 в 09:48
STILET
184

Трудно представить конкретные цифры по трубопроводу Ямал из-за того, что большая часть данных покрыта коммерческой тайной. Однако было установлено, что новые правила эксплуатации этого газопровода по-прежнему являются гибридным решением, которое может измениться после того, как балласт исторических контрактов был снят

Исторический балласт
История строительства польского участка газопровода Ямал описана в другом тексте, однако стоит напомнить, что 21 мая 1992 года Борис Ельцин и Лех Валенса договорились о том, что будет создан польский участок газопровода для поставок газа с месторождений Ямала в Западную Европу. Это был один из пунктов «договора о дружественном и добрососедском сотрудничестве». Так возникла идея строительства Ямальского газопровода через Польшу. 23 сентября 1993 года была создана компания EuRoPol Gaz, компания с акциями PGNiG и Газпрома, задачей которой было строительство польского участка газопровода Ямал. Газпромбанк был одним из инвестиционных кредиторов.

Это означает, что россияне фактически сделали возможным финансирование этой промышленной инфраструктуры, которую затем пришлось амортизировать из EuRoPol Gas. С самого начала эта организация была частью газовых отношений Польши и России на Ямале, что привело к последующей борьбе поляков за подчинение этого газопровода правилам ЕС, принятым в 21 веке. Оказывается, даже Европейская комиссия не могла повлиять на положения этого соглашения

Gaz System в роли оператора
«Gaz System» стала оператором системы передачи (TSO) «Ямал-Западная Европа» по решению Президента Управления регулирования энергетики от 17 ноября 2010 года. Решение было немедленно исполнено и действовало до 31 декабря 2025 года. Ранее, 25 октября 2010 года, было подписано соглашение между владельцем Ямальского газопровода, EuRoPol Gaz и Gaz-System. Этот договор был подписан со сроком действия 31 декабря 2019 года. В его записях изложены корпоративные отношения и объем задач владельца инфраструктуры и ее оператора.

В соответствии с положениями контракта, TSO отвечает за контроль за работой газопровода Ямал в Польше, а также за сотрудничество с операторами систем передачи соседних стран, напрямую связанных с транзитным газопроводом. Оператор также обеспечивает безопасность эксплуатации газопровода, управляя и контролируя работы по эксплуатации и техническому обслуживанию. Оператор также обязан предоставлять потенциальным клиентам информацию об условиях предоставления услуг и свободных мощностях на Ямальском газопроводе. Новые контракты на транспортировку газа при наличии свободных мощностей заключаются и реализуются TSO.

«Gaz System» взяла на себя обязательство подготовить Кодекс сети газопередачи, который был утвержден президентом Управления по регулированию энергетики 31 августа 2011 года. Эта инструкция содержит всю необходимую информацию и правила, касающиеся использования сети передачи СП-Ямал Европа-Запад для организаций, заинтересованных в использовании пропускной способности газа.

19 мая 2015 года по решению президента Управления по регулированию энергетики компания Gaz System получила сертификат Независимого системного оператора в соответствии с рекомендациями Европейской комиссии. Проверка заняла почти год. В то время Управление по регулированию энергетики должно было оценить на основе требований ЕС, не будет ли назначение Gaz System представлять угрозу для газового рынка Польши и ЕС. Это решение было необходимо для полноценной работы «Gaz System» в качестве оператора системы передачи Ямал-Западная Европа.

Само создание Gaz System, как независимого оператора, также не было очевидно с самого начала переговоров с россиянами в 2009 году. Ситуация изменилась, когда Европейская комиссия начала рассматривать новое межправительственное соглашение. В начале февраля 2010 года Комиссия высказала оговорки, в частности, относительно гарантии исключительных прав «Газпром экспорта» на использование газопровода «Ямал» до 2045 года, непонятных и благоприятных для мощностей передачи, а также невозможности использования инфраструктуры передачи третьими лицами (доступ третьих сторон)

Подписанные межправительственные соглашения о поставках и транспортировке российского газа в Польшу и через нее, противоречили предположениям о третьем энергетическом пакете ЕС. Наконец, после давления и посредничества со стороны Европейской комиссии стало возможным изменить положения, невыгодные для Польши. В частности, срок действия контракта на поставку газа был сокращен до конца 2022 года, срок действия контракта на передачу газа был сокращен до 17 мая 2020 года. Также было решено, что Управление по регулированию энергетики будет оставаться субъектом, ответственным за утверждение тарифа на передачу, и будет создан независимый оператор в соответствии с положениями законодательства ЕС о доступе третьих сторон к инфраструктуре газопровода Ямал, но с учетом долгосрочного соглашения с Газпром экспорт.

Антимонопольное расследование Европейской комиссии показало, что «Газпром» злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке Центральной и Восточной Европы, включая Польшу и Болгарию. Это был, в частности, Ямальский газопровод, который, как утверждает Комиссия, делит рынки и предлагает несправедливую цену. Комиссия обязала «Газпром» изменить свое поведение, предложив цены, аналогичные ценам на европейских биржах. Однако история снова оказалась на пути перемен в Польше. — Комиссия установила в ходе расследования, что антимонопольное разбирательство не способно изменить текущую ситуацию из-за межправительственного соглашения между Польшей и Россией, — сказал Брюссель.

Гибридное решение
Европейская комиссия заявила, что не может вмешиваться в межправительственное соглашение между Польшей и Россией. В свою очередь, EuRoPol Gaz был разработан в историческом соглашении таким образом, что PGNiG и Газпром принимают решение консенсусом, имея половину акций компании. Это означает, что без согласия россиян изменения в работе владельца Ямальского газопровода по-прежнему невозможны. Именно отсутствие сотрудничества со стороны россиян могло привести к тому, что отношения между EuRoPol Gaz и Gaz-System были разрешены не соглашением между операторами, а решением ERO от 9 декабря 2019 года, описывающим так называемое доверительное соглашение. Это является следствием решения от 17 ноября 2010 года о назначении «Gaz System» оператором Ямальского газопровода. С предыдущего десятилетия это было формально, и решение ERO от 2019 года продлевает это состояние до конца 2022 года. — Закон об энергетике предусматривает, что в такой ситуации президент Управления по регулированию энергетики устанавливает соглашение между SGT EuRoPol GAZ и OGP Gaz-System. Это решение, в соответствии с правилами, заменяет другое соглашение между этими организациями. Это решение предназначено для того, чтобы оператор мог эффективно выполнять свои обязанности, — сообщили в ведомстве.

Однако содержание решения ERO неизвестно, и офис и оператор отказываются его сообщать. Неофициально определено, что в этом документе описывается распределение средств от транспортировки российского газа. Они собираются компанией Gaz-System и передаются значительной части единой суммы EuRoPol в Gaz. Точные цифры зависят от многих факторов, среди которых наиболее заметными являются затраты на приобретение и перекачку технического газа (так называемый топливный газ), который приводит в действие компрессоры Ямала и поддерживает давление, необходимое для обеспечения поставок по этому маршруту. Согласно выводам, этот объем колеблется в пределах 400-500 миллионов куб. м. и потребляется EuRoPol Gaz в зависимости от потребностей, то есть степени резервирования пропускной способности, погодных условий и других факторов

Решение ERO фактически является формой коммерческого контракта, на который возлагаются обязательства оператора, который заменяет обычный контракт с оператором, о котором, опять же, россияне не хотят соглашаться. По этой причине его содержание является коммерческой тайной, которую субъекты, вовлеченные в работу Ямала в Польше, не хотят раскрывать. Однако такое положение дел не должно продолжаться до конца 2022 года.

С конца 2022 года заканчивается второй исторический контракт, реализацией которого занимается Европол газ. Возможно, необходимость приведения этого соглашения, также оспариваемого Еврокомиссией и PGNiG, привела к реализации гибридного решения в отношении Ямальского газопровода. После окончания контракта на поставку вы сможете повторно обратиться к договору о доверительном управлении. В зависимости от многих политических и рыночных условий, которые трудно предсказать в 2020 году, россияне могут возражать против подписания или согласия на новое соглашение. ERO также сможет принять еще одно административное решение по эксплуатации газопровода Ямал после 2022 года. Однако поляки, лишенные всякого исторического багажа, будут в лучшем положении для осуществления изменений. EuRoPol Gaz фактически станет субъектом польско-российских газовых отношений. Затем он может быть куплен Государственным казначейством, подчиненным оператору польской системы передачи. Также может быть другое решение, санкционирующее новые принципы функционирования Ямала без навязывания исторических контрактов

Используемое в настоящее время гибридное решение затрудняет получение надежной информации о доходах от транспортировки российского газа через Польшу и польско-российских отношений, а также о польско-польских отношениях на Ямале. Масштаб сложности предмета и недостаток информации позволяют российским СМИ создавать материалы, которые дают ложную картину ситуации, в которой поляки хотят завладеть собственность России в форме газопровода Ямал, субсидируемого Газпромом в течение многих лет. Подобные мнения, несовместимые с реальностью, можно найти, например, на отраслевом портале Neftegaz.ru, который обещает «конец социализма» на Ямале с расторжением исторического контракта на передачу. Это скорее начало прозрачности и нормального функционирования в соответствии с европейскими правилами, описанными в другом тексте, но, к сожалению, не конец игры с русскими

Выручка EuRoPol Gaz и ее прибыль
Одной из наиболее важных проблем, вытекающих из долгосрочного контракта на транспортировку, был факт верхнего предела прибыли владельца системы передачи Ямал-Западная Европа, т.е. EuRoPol Gas в соответствии с правительственными положениями от 12 февраля 2002 г. и более ранний документ от 25 августа 1993 г. о строительстве системы газопроводов для нужд российского транзита газа через территорию Республики Польша и поставки российского газа в Республику Польша.

Устав EuRoPol Gaz включал положение о том, что невозможно накопить средства сверх прибыли в размере 21 млн. Злотых. В рамках выручки компания должна была реализовать инвестиции, одобренные основными акционерами, операционную деятельность компании, связанную с предоставлением услуг по транспортировке газа и погашением кредитов и обязательств перед кредиторами.

В 1990-е годы EuRoPol Gaz получила кредиты на строительство транспортной инфраструктуры «Ямала» от «Газпрома» и PGNiG. По оценкам, общая стоимость строительства этого газопровода составила более 1,3 миллиарда долларов США. Приблизительно 300 миллионов долларов США в виде кредита было предоставлено компании EuroPol Gaz польской PGNiG, а остальная часть — Газпромом (через, среди прочего, Газпромбанк). Кроме того, правительство Польши согласилось предоставить льготы по налогу на имущество компании, НДС и подоходному налогу

Погашение долга перед «Газпромом» должно было осуществляться путем уплаты Газпрому прибыли от транспортировки газа и предоставления льготных тарифных ставок. Согласно финансовой отчетности, EuRoPol Gaz полностью погасил свои обязательства перед Газпромом в конце 2018 года. Хотя, вероятно, обязательств больше и нет, Газпром продолжает использовать модель льготного тарифа.

В соответствии с межправительственным соглашением от 12 февраля 2003 года и последующим межправительственным соглашением от 29 октября 2010 года (которое все еще влияет на размер тарифной ставки, постулированной EuRoPol Gaz), эта ставка является небольшой. В нем можно прочитать, что согласно графику установления суммы тарифа эта ставка должна была регрессивно снижаться.

В 2003 г. тариф составлял 2,74 долл. США за 1000 кубометров газа, транспортируемого на 100 км (общая протяженность газопровода Ямал в Польше составляет 684 км). В 2004-2005 гг. он должен был составить 2,5 долл., в 2006-2013 гг. — 1,55. долларов в 2014–2019 годах составит один доллар на 1000 кубометров газа, транспортируемого на 100 км

Вышеуказанные значения могли измениться в ходе последующих переговоров между Польшей и Россией или PGNiG и Газпромом. Однако, принимая во внимание размер действующего тарифа, более вероятно, что выводы 2003 года все еще остаются в силе при подаче тарифных заявок компанией EuRoPol Gas

ERO устанавливает тариф по запросу EuRoPol Gaz
Тарифы на транспортировку газа по Ямальскому газопроводу устанавливаются Управлением по регулированию энергетики по требованию владельца газопровода EuRoPol Gaz. Конфликты между двумя акционерами этой компании, то есть Газпромом и PGNiG, неоднократно приводили к невозможности установить новые тарифы на транспортировку газа.

Согласно объяснениям Управления по регулированию энергетики с марта 2019 года, появившимся в обосновании новых действующих тарифов на передачу в период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года, текущая ставка дополнительно является результатом расчета EuRoPol Gas на основе так называемого исторического договора.

Это влияние поправки к Закону об энергетике от 26 июля 2013 года. Пункт 1 статьи 22 указанной поправки гласит: — Энергетические предприятия, которым 3 сентября 2009 года принадлежала сеть передачи, сохраняют за собой право заключать договоры на оказание услуг по транспортировке газа, заключенные до этой даты, до истечения срока их действия без возможности их продления. Судебный иск, направленный на продление срока действия этих договоров, является недействительным. — Это значит, что до конца Ямальского договора. Статья 23 вышеупомянутой поправки к Акту относится к этому и к эксплуатации «Газ-Системы». К договорам о поручении исполнения обязательств оператора газотранспортной системы или оператора комбинированной газовой системы, заключенным до даты вступления в силу настоящего Закона, действующие положения применяются до истечение срока действия договоров, указанных в ст. 22 этого закона

Первый из исторических контрактов, срок действия которых истек в мае 2020 года, касается контрактов на передачу энергии, второй — долгосрочного контракта между EuRoPol Gaz и PGNiG на поставку газа по Ямальскому газопроводу. Регулятор подчеркивает, что размер текущей ставки ниже, чем если бы он был вызван применением положений тарифного кодекса, не ограниченного положениями исторических контрактов, которые обеспечивают не превышение предполагаемой прибыли EuRoPol Gas на уровне 21 млн. злотых.

Здесь важно уточнить, что, несмотря на низкую прибыль в 21 млн. злотых, это не та сумма, которую Газпром ежегодно выплачивал владельцу газопровода. На самом деле, эти суммы намного выше, но они не являются прибылью для компании, которая эксплуатирует газопровод, т. е. Gaz System

Согласно документу ERO, касающемуся установления новых тарифных ставок на транспортировку газа с 29 марта 2019 года, прогнозируемая выручка от деятельности EuRoPol Gaz в 2020 году составит $227 млн. Следует отметить, однако, что это значение, установленное Управлением по регулированию энергетики как прогноз максимальной выручки компании в 2020 году. Этот доход поступает только от транспортировки газа, поскольку согласно заявлению компании, направленному в Управление по регулированию энергетики, он не получает регулярных доходов от других видов деятельности.

Резюме
Подводя итог, следует отметить, что неблагоприятные положения договора о передаче, а также низкие доходы EuRoPol Gaz являются результатом слабой стороны Польши в переговорах в 1993, 2003 и 2010 годах, что выразилось в содержании положений межправительственных соглашений с Россией. Ни одно из межправительственных соглашений того времени, ни тех, которые были подписаны между компаниями, не принесли польской стороне реальной прибыли. Они не предлагали дешевый газ (в течение многих лет это был один из самых дорогих газов в Европе) или адекватную прибыль от транспортировки газа. Главное управление аудита уделяет больше внимания этим контрактам в рассекреченных отчетах в 2018 году.

Стоит подчеркнуть, что польская сторона, благодаря участию PGNiG и налоговым льготам, очень поддержала строительство газопровода Ямал, в обмен на который она могла бы ожидать гораздо большую прибыль. Несмотря на расторжение договора о передаче с россиянами и проведение аукциона мощности на Ямальском газопроводе в соответствии с европейскими правилами, ситуация практически не изменилась. ERO по-прежнему должен устанавливать тариф в размере, не превышающем предполагаемую прибыль компании EuRoPol Gaz. Эта ситуация будет продолжаться до окончания второго исторического контракта, то есть так называемого Ямальского контракта на поставки газа из России в Польшу до конца 2022 года. Возможно, Польша сможет потом получить лучшие условия для поставок российского газа через ее территорию. Однако неизвестно, понадобится ли Газпрому этот маршрут в 2023 году, когда уже будет готов новый, то есть спорный Nord Stream 2. В конечном счете, стоит еще раз подчеркнуть, что Польша не зависит от доходов от поставок российского газа. Можно также представить себе ситуацию, когда Ямальский газопровод используется в большей степени для распределения газа из проектов Северных ворот и реверса на границе с Германией. Только сброс балласта исторических контрактов с россиянами позволит полякам свободно планировать будущее Ямала, положив конец нежелательной зависимости страны от «Газпрома» и внешней политики Кремля в газовом секторе

 

30.07.2020 в 10:57
Взрыв на болгарском газопроводе прервал поставки российского газа
17.07.2020 в 09:37
Газпром проигрывает в первом квартале года. Рассчитывает на отскок в четвертом
15.07.2020 в 04:34
PGNiG: жалоба Газпрома в Стокгольмский арбитраж необоснованна
15.07.2020 в 10:05
Готов ли мир к увеличению ОПЕК и российской нефти
15.07.2020 в 08:39
Россия и Белоруссия подписали соглашение о нефти и кредите на строительство АЭС в Островце
14.07.2020 в 04:06
Российский Газпром сильно пострадал в первом квартале
14.07.2020 в 03:44
Россия поддерживает высокий экспорт американского мазута, поскольку Вашингтон стремится заменить венесуэльские баррели
14.07.2020 в 03:14
Пресса России: скоро начнется строительство Мистралей
14.07.2020 в 12:58
«Газпром нефть» отправляет нефть в Китай через Арктику
14.07.2020 в 12:02
«Трехморье» против «Турецкого потока»
13.07.2020 в 04:04
В Новатэк снизились квартальные объемы производства, продаж
13.07.2020 в 03:58
Кипр начинает работу над первым терминалом импорта СПГ
13.07.2020 в 02:13
Турки начинают искать углеводороды в Черном море
13.07.2020 в 10:51
Россия хочет газовую ОПЕК. Сработает ли это?
13.07.2020 в 09:45
Газопровод из России в Турцию не возобновил работу после реконструкции
11.07.2020 в 09:15
Дональд Трамп отдал приказ атаковать троллевую ферму в России
11.07.2020 в 04:23
Ядерная экспансия Китая и России беспокоит США
10.07.2020 в 01:25
Китайская судоверфь Hudong построила третий газовоз для Ямал СПГ
10.07.2020 в 09:28
Газ, импортируемый в Китай «Силой Сибири», наиболее выгоден по цене
09.07.2020 в 08:34
Польская PGNiG выплатила «Газпрому» переплату в размере 90 миллионов долларов США
08.07.2020 в 10:49
Деньги, возвращенные Газпромом, помогут энергетическим преобразованиям Польши
08.07.2020 в 10:06
В мае Газпром продал газ ниже точки безубыточности
08.07.2020 в 09:31
У польской «Gaz-System» есть соглашение, которое облегчит финансирование строительства газопровода «Балтийская труба» и расширения терминала СПГ
07.07.2020 в 03:47
Украинский оператор газопроводов провел первый аукцион пропускной способности
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика