
COVID-19 и низкие цены на нефть влияют на всех производителей нефти. Таких больших, как США, Россия или Саудовская Аравия, но и таких мелких, но и значимых из Центральной Азии.
Коронавирус и низкие цены на углеводороды
— Нынешний кризис носит двойственный характер. Прежде всего, это касается беспрецедентного падения цен на рынках нефти, что серьезно сказывается на экономике тех стран Центральной Азии и Кавказа, которые в значительной степени основывают свои доходы на экспорте энергии (Казахстан, Туркменистан, Азербайджан). Вторым фактором является бурная пандемия коронавируса. Это оказывает сильное влияние на экономику европейских стран, а также на экономику Центральной Азии. COVID-19 также оказывает на них косвенное влияние, например, за счет снижения спроса на сырье в Китае или снижения стоимости отдельных валют.
Экономика Казахстана явно пострадает, что в основном основано на доходах от добычи и экспорта нефти. — Бюджет этого года в Казахстане основан на предположениях, что цена на нефть составит 55 долларов за баррель. У нас в настоящее время гораздо более низкий уровень, и в случае смеси CPC Blend есть также рекордные различия по сравнению с эталонами Brent и Urals, — говорит эксперт. В результате казахи принимают целый ряд мер: они пересматривают бюджет и заимствуют кредиты за границей
Аналогичным образом пострадает и Азербайджан, который помимо экспорта нефти также продает природный газ. С момента последнего кризиса цен на нефть 2015-2016 годов началась целая кампания по диверсификации отечественной экономики, однако та продолжает оставаться зависимой от доходов сырьевого сектора. Цена барреля нефти, заложенная в азербайджанский бюджет, составляет, как и в случае с Казахстаном, 55 долларов.
Туркменистан также особенно уязвим от негативных последствий падения цен на сырьевые товары, но это изолированное, закрытое государство, и мы не имеем полного представления о ситуации в этой стране. Несомненно, что основным источником государственных доходов является экспорт газа в Китай, что должно вызвать проблемы: цены на газ низкие, и китайцы могут ввести дополнительные ограничения на импорт голубого топлива, если они пострадают от второй волны эпидемий. Долгое время предполагалось, что Туркменистан движется к глубокому кризису и дестабилизации, и теперь эти процессы возможно ускоряться.
Сложная социальная ситуация
По оценке эксперта, пока не следует связывать факт обвала цен на сырье с возможными трениями на международной арене. Сложная экономическая ситуация может повлиять на отношения в регионе в дальнейшем, однако на данный момент необходимо сосредоточиться на ее влиянии на внутреннюю ситуацию в отдельных государствах. Наибольшее влияние может оказать на Азербайджан , однако трудно в силу его закрытости оценить „на лету», как меняются общественные настроения. Азербайджан тяжело пережил предыдущий кризис на рынке нефти, и в связи с постоянным курсом национальной валюты – маната правительство может регулировать его в зависимости от ситуации в мире. Это облегчение для бюджета, но проклятие для общества, которое в кризисных ситуациях должно считаться с девальвацией и внезапным ослаблением покупательной стоимости своих сбережений. Сразу после провала переговоров о продлении нефтяного соглашения в начале марта в Азербайджане произошел штурм обменных пунктов. В начале апреля сам президент Азербайджана указал, что ситуация очень серьезная и нужно искать сбережения.
Инвестиционная угроза
По мнению аналитика, низкие цены на энергоносители могут оказать более длительное влияние на инфраструктурные проекты, направленные на продажу газа в Европу. Все дело в том, что сам Азербайджан может предоставить сырье. Если кризис продолжится, то может не хватить средств для достаточно быстрого расширения мощностей по добыче газа. — Трансанатолийский газопровод (TANAP) уже построен, но планировалось дублировать его пропускную способность. Если только Азербайджан останется для него источником газа, и грядущий кризис сильно ударит по этой стране, тогда это может быть сложно. — объясняет эксперт.
Альтернативой может стать создание Транскаспийского газопровода, соединяющего Туркменистан с Азербайджаном, но, по мнению аналитика, этот проект кажется еще более отдаленным. — Прежде всего, несмотря на подписание соглашения о разделе Каспийского моря, документ до сих пор не ратифицирован Ираном, и также будет необходимо разделить спорные морские территории между отдельными государствами. Таким образом, формальные и юридические вопросы все еще остаются. Во-вторых, Россия и Иран выступают против строительства газопровода по морскому дну, что уже указывало на то, что такие инвестиции могут негативно повлиять на морскую среду в Каспийском бассейне, очевидно, изыскивая повод для возможного прекращения инвестиций в будущем. В-третьих, остается сомнительным, сможет ли туркменский газ вообще быть конкурентоспособным на постоянно диверсифицирующемся европейском рынке?