Top.Mail.Ru
Новости
Бизнес и климат. Дания и Норвегия о «Балтийской трубе»
07.12.2020 в 08:09
STILET
184

Страны Северной Европы проводят одну из самых амбициозных климатических политик в Европе и используют все меньше и меньше углеводородов, включая природный газ.

В то же время Дания и Норвегия поддерживают проект нового газопровода, соединяющего Норвегию с Польшей и Центральной Европой — «Балтийская труба». Благодаря этому Дания, через территорию которой осуществляются инвестиции, должна диверсифицировать источники и повысить безопасность поставок газа (в частности, в условиях задержек с реконструкцией инфраструктуры главного датского месторождения Тайра). Это также снизит затраты на транспортировку газа и использование газовой сети в период падения спроса. С другой стороны, Норвегия получит более широкий доступ к растущим рынкам сбыта своего сырья, что повысит легитимность инвестиций в новые месторождения на юге норвежского шельфа.

Новый маршрут и интерес к импорту газа также важны в эпоху все более общего сокращения потребления углеводородов в Европе и внутри норвежских дебатов о будущем добычи газа в контексте климатического кризиса. Для обеих стран «Балтийская труба» — это способ показать «зеленое» лицо природного газа, элемент энергетической и климатической дипломатии и поддержка преобразования энергетики в Польше и Центральной Европе. Таким образом, он пользуется политической поддержкой в ​​Копенгагене и Осло. Противодействие существующей в Дании «Балтийская труба» невелико и не должно влиять на реализацию инвестиций.

Интересы Дании в «Балтийская труба» …

Вместе с Польшей инициатором проекта «Балтийская труба» является Дания. В пользу строительства газопровода говорит ряд датских интересов. Во-первых, путь состоит в повышении безопасности и диверсификации поставок сырья на датский и шведский рынки , которые сильно интегрированы. Традиционно Дания была самодостаточной в газе — она ​​потребляла свой собственный газ и экспортировала излишки своим соседям. Хотя производство в Дании значительно упало после 2005 года, с уменьшением потребления газа страна должна была оставаться нетто-экспортером сырья до середины 1920-х годов. Однако, наряду с техническими проблемами с горнодобывающей платформой на крупнейшем отечественном месторождении Тайра, на котором перерабатывается 90% внутреннего производства сырья с этого и нескольких других отечественных месторождений, с середины прошлого десятилетия эта модель подвергалась сомнению. В конце 2016 года оператор месторождения объявил о необходимости остановить добычу менее чем за два года.

Эта ситуация явилась одним из мотивов участия датского оператора Energinet в проекте «Балтийская труба», соединяющем датский рынок, с одной стороны, с газопроводной сетью Норвегии, а с другой — с польским рынком с доступом к СПГ. И хотя в 2017 году при участии датского правительства было принято решение основательно отремонтировать платформу Tyra, продлив срок ее эксплуатации на 25 лет, Energinet надеется, что трубопровод Baltic Pipe, включая соединение с Норвегией (так называемая врезка в Europipe, II), который будет завершен уже в январе 2022 года, будет дополнительной гарантией поставок в Данию. В связи с реконструкцией Tyra и полным прекращением производства с осени 2019 года Дания стала нетто-импортером сырья, кроме того, зависимым от одного источника поставок — из Германии через пограничный пункт Эллунд. В ноябре 2020 года оператор Tyra сообщил, что в связи с пандемией (перебои в строительстве новых блоков, сбои в поставках ключевых компонентов) и сезонным характером работ в Северном море реконструкция платформы будет продлена на один год, то есть до лета 2023 года

«Балтийская труба» также позволит обеспечить более тесную интеграцию и охват датского рынка с газовой сетью — она включает в строительство дополнительного около 210 км газопровода в стране, в том числе , соединяющий острова Фюн и Зеландия.. Этот проект также имеет важное экономическое значение для Дании. Доступ к новым источникам сырья приведет к усилению конкуренции на рынке. Чем больше объем транспортируемого газа датской инфраструктуры (это может он подняться до четырех. — от 2,5 млрд до 10 млрд м 3 в направлении Польши), с другой стороны, снизит удельные затраты на транспортировку сырья к получателям в Дании. Energinet подчеркивает, что транзитные тарифы помогут поддерживать датскую сеть и снизить цены на газ в стране. Оператор оценивает прибыль Дании от транзита газа примерно в 2 миллиарда датских крон за весь период эксплуатации газопровода. Этот финансовый аспект важен в контексте снижения потребления газа в Дании (и Швеции), что без транзита привело бы к увеличению затрат на транспортировку и / или износу существующей инфраструктуры. Наконец, после перезапуска Тайры Дания планирует экспортировать излишки газа, в том числе через Балтийскую трубу в Польшу.

«Балтийская труба» также является элементом внешней энергетической политики Дании и климатической дипломатии. Копенгаген помещает мероприятия, связанные с реализацией проекта, в повестку дня ЕС по рыночной интеграции и сотрудничеству в регионе Балтийского моря и в стратегию «Зеленого дела» — как способ поддержки Польши и других стран Центральной Европы в преобразовании энергии, сокращении выбросов парниковых газов и сокращении угля. Потенциальный интерес к газу из Норвегии еще больше выразили страны Балтии и Финляндия.

Важность Балтийской трубы для Дании подтверждается датской климатической и энергетической стратегией от 2019 года. Инвестиции поддерживаются большинством партий в парламенте. Строительство газопровода было инициировано правоцентристской правящей коалицией в 2016–2019 годах и в настоящее время продолжается правительством социал-демократов. Особенно важна для проекта поддержка двух крупнейших партий — правящей социал-демократии и оппозиционного либерала Венстре. Проблема «Балтийской трубы» не является важной темой для публичных дискуссий или политической игры . К тому же это вызывает меньше эмоций, чем разговоры о газопроводе «Северный поток — 2», который проходит через исключительную экономическую зону Дании.

… И сомнения по поводу проекта

Экономические выгоды и межпартийная поддержка строительства нового газопровода не означает, что в Дании нет сопротивления Балтийской трубе. Несколько меньших групп в парламенте имеют решающее значение для инвестиций , а также некоторые экологические организации и некоторые экспроприированные фермеры.

Среди основных датских партий левая группа красно-зеленых (13 из 179 мест в парламенте) выступает против строительства газопровода Baltic Pipe, поддерживая правительство меньшинства социал-демократов, премьер-министра Метте Фредериксена. Эта сторона ставит под сомнение соответствие проекта все более амбициозной климатической политике Дании и ЕС и утверждает. Со стороны оппозиции против газопровода выступают две небольшие про экологические группы (всего 4 места). У противников «Балтийская труба» слишком мало мест в парламенте, чтобы инициировать действия, которые фактически вредят проекту. Для небольших левых и экологических партий это шанс привлечь часть социал-демократического электората. С другой стороны, правящая социал-демократия не разоблачает проект, поскольку он стремится к «зеленым» избирателям, но в то же время последовательно защищает его реализацию, подчеркивая преимущества Балтийской трубы для Дании.

Помимо парламента, единственной видимой оппозицией газопроводу является массовое общественное движение «Балтийская труба: нет, спасибо!» ( Baltic Pipe Nej Tak! ), В которой основную роль играют экологические и студенческие организации. Оно активно в социальных сетях и проводит небольшие акции протеста. Другая группа недовольных — это фермеры, чьи земли находятся на трассе газопровода. Обе группы утверждают, что газопровод нужен Польше для замены российского газа норвежским, а не для зеленой трансформации, и что правительству социал-демократов не нужно реализовывать проект, запланированный его предшественниками, потому что цели климатической политики Дании изменились после принятия инвестиционного решения.

Действия противников Балтийской трубы , однако, не пользуются большой поддержкой от датского общества и до сих пор не повлияли на реализацию проекта. Попытка заблокировать его по инициативе граждан уже на начальном этапе оказалась безуспешной — она ​​не получила достаточной поддержки ( собрано менее 13 000 подписей из необходимых 50 000). В результате предложение об отмене инвестиций не будет обсуждаться в парламенте, а противники «Балтийская труба» лишены возможности подвергнуть сомнению законность строительства газопровода на более широком форуме. Критикам проекта еще предстоит подать коллективный иск против датского оператора Energinet. Иск, в котором ставится под сомнение законность экспроприации, был подан в сентябре этого года. некоторыми фермерами. Однако Energinet точно указала на общественный интерес, стоящий за строительством Балтийской трубы, поэтому сомнительно, что суд согласится с доводами истцов. Действия фермеров интерпретируются в первую очередь как попытки получить более высокую компенсацию.

Норвегия, Baltic Pipe и газовая игра

Норвегия официально не участвует в проекте «Балтийская труба», но сотрудничает с Данией и Польшей в ее реализации. До принятия окончательного инвестиционного решения (конец 2018 года), датский Energinet подписал сопутствующее соглашение с норвежским газовой сетью оператором Гасско с существующей норвежской инфраструктурой. «Балтийская труба» станет ответвлением существующего трубопровода Europipe II, идущего из Норвегии в Германию. Gassco будет нести ответственность за врезку .

Новый газопровод кажется важным для Норвегии по нескольким причинам. Во-первых, благодаря «Балтийская труба» создается инфраструктура, которая даст новый выход на европейский рынок для газа из Норвегии ( де-факто без затрат норвежской стороны). Кроме того, она является выходом прямого трубопровода на рынок с ростом спроса на природный газ. Наличие такой инфраструктуры также свидетельствует о заинтересованности в импорте сырья, поэтому это фактор стимулирование продолжения разведки и добычи на норвежском шельфе. Этот интерес подтверждается заявлениями польской PGNiG, которая зарезервировала большую часть мощностей «Балтийская труба» и явно активна в Норвегии в течение нескольких лет. В связи со снижением добычи необходимо проводить исследования и инвестировать в новые, более сложные и дорогие в эксплуатации месторождения (в том числе в Баренцевом море). Балтийская труба может быть одним из элементов, оправдывающих такие действия. В 2019 г. Норвегия экспортировала 114 млрд м 3 газа , из которых 95% через сеть трубопроводов (остальные 5% — СПГ). На основе технико-экономического обоснования проекта «Балтийская труба» годовая мощность составляет до 10 млрд м 3 в направлении Польши и 3 млрд м 3 в направлении Дании и Швеции. Это означает, что в начальный период эксплуатации нового газопровода на европейские рынки может поступать около 8% норвежского экспорта сырья ( согласно прогнозам продаж норвежского газа до пандемии).

«Балтийская труба» также может служить важным аргументом во внутренних норвежских дебатах о будущем добычи газа в стране. Общественная критика использования и добычи углеводородов в Норвегии усиливается , а призывы к прекращению добычи растут. Газ начинает рассматриваться как грязный ресурс, способствующий изменению климата немногим меньше, чем нефть или уголь. Это представляет собой проблему не только для норвежского газового сектора, но и для всей экономики страны, процветание которой основано на доходах от нефти и газа. Хотя важность углеводородов для норвежского бюджета упала в последние годы, они по-прежнему остаются важным источником доходов государства. В 2019 году нефтегазовый сектор произвел 14,1% ВВП Норвегии и 47,5% стоимости экспорта (только на газ приходится 19%). Несмотря на растущую волну климатических протестов против нефтегазовой промышленности в Норвегии, по-прежнему 49% граждан страны выступают за продолжение добычи. Приостановить ее хотят 28% респондентов (согласно опросу общественного мнения 2019 г.). Сторонники сохранения добычи утверждают, что отказ от добычи нефти и газа в Норвегии не приведет к снижению мирового спроса на эти товары. С другой стороны, это приведет к увеличению доли рынка не демократических стран, которые не инвестируют в технологии сокращения выбросов CO 2 для их добычи , переработки и транспортировки.

Осло также видит ужесточение целей климатической политики ЕС и перспективы сокращения потребления газа и, следовательно, его импорта рядом государств-членов. Как следствие, Норвегия ищет новую роль для своих природных ресурсов в соответствии с экологическими целями ЕС и стремится изменить представление о норвежском природном газе. «Балтийская труба» и интерес Польши к газу из Норвегии могут иметь большое значение для этих процессов . Импорт сырья из Польши (и, возможно, из других стран региона) показывает, что норвежский газ может помочь снизить роль углерода в энергетическом балансе и достичь целей по сокращению выбросов CO 2 и, таким образом, обеспечить некоторые европейские государства.

Нет серьезных политических проблем, связанных с осуществлением инвестиций в Норвегии. Правоцентристское правительство премьер-министра Эрны Сольберг, большинство партий в парламенте и нефтегазовое лобби поддерживают строительство газопровода. Инвестиция определяется как климатический проект, способствующий сокращению выбросов в Центральной Европе и диверсификации поставок газа в ЕС. Возможная победа Лейбористской партии и левоцентристского блока на парламентских выборах в следующем году (сентябрь 2021 г.) не повлияет на позицию Осло по этому вопросу. Лейбористская партия — сегодня основная оппозиционная сила — поддерживает экспорт сырья из-за его важности для экономики и обширной системы социальных льгот. Для нее также важно развитие нефтегазового сектора, поскольку оно способствует инновациям в области энергетики (например, в плане сокращения выбросов) и созданию рабочих мест. Ее потенциальный партнер по коалиции, Партия центра, придерживается аналогичной позиции. Из основных левых групп Социалистическая левая партия (11 мест из 169) выступает против строительства новых газопроводов, что поддерживает ускоренный отказ от добычи нефти и газа. Хотя «Балтийская труба» не требует инвестиций в инфраструктуру со стороны Норвегии, социалисты — при поддержке экологических организаций — могут время от времени критиковать ее, указывая на бессмысленность новых проектов по передаче энергии для приходящей в упадок отрасли. Тем не менее, в норвежских СМИ тема «Балтийская труба» является второстепенной и остается в стороне от более широких дискуссий о будущем нефтегазового сектора с появляющимися статьями, подчеркивающими преимущества инвестиций.

Перспективы

Для Копенгагена и Осло — это проект, который приносит как краткосрочные выгоды — связанные с «Балтийская труба» безопасностью поставок во время закрытия Тайры (для Дании), так и дополнительные экспортные возможности во время восстановления экономики после пандемии (для Норвегии) ​​- так и долгосрочные выгоды. Энергетическая трансформация Центральной Европы рассматривается обеими странами как возможность не только более эффективно бороться с климатическим кризисом, но и обеспечить «мягкую посадку» ( стабильный газовый рынок) для нефтегазового сектора. Из-за предпочтений норвежского и датского общества и падающего спроса на газ в декарбонизирующем ЕС- он будет вынужден постепенно сокращать добычу и перенаправлять свою деятельность в более зеленые зоны более быстрыми темпами, чем раньше. Между тем , «Балтийская труба» поддерживает аргумент о том, что природный газ из Норвегии может служить целям ЕС в области климата.

В настоящее время нет явных угроз завершению строительства трубопровода в Дании и Норвегии. Ведутся предварительные работы по реализации проекта, и действия, предпринятые фермерами или экологическими организациями против «Балтийская труба» в Дании, не повлияли на темпы работ. Несмотря на то, что протесты вдоль трассы газопровода могут привести к кратковременным перебоям в его прокладке, неблагоприятные погодные условия или проблемы, связанные с пандемией COVID-19, по-прежнему представляют большую проблему для своевременного ввода в эксплуатацию инвестиций .

Однако в более долгосрочной перспективе обеспечение полного использования пропускной способности «Балтийская труба» может стать проблемой. Проект столкнется с теми же трудностями, что и большая часть новой газовой инфраструктуры в ЕС. Неопределенность относительно роли газа в Green Deal ЕС и о спросе на газ в Европе, в том числе крупнейших норвежских клиентов (Германия и Великобритания), может негативно повлиять на инвестиции в новые производства и уровня будущего производства сырья в Норвегии. В долгосрочной перспективе эта проблема может усугубиться сменой поколений в норвежской политической элите. Партийные молодежные организации, выступающие под лозунгами климатических активистов, более радикально выражают поддержку ВИЭ и отказ от углеводородов. В будущем это может привести к ускорению трансформации нефтегазового сектора и падению добычи.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Статус реализации газопровода Baltic Pipe

Операторы польской компании Gaz-System и датской Energinet, имеющие разрешения на строительство на всех участках проекта, приняли окончательное инвестиционное решение в ноябре 2018 года. Начались не только подготовительные работы (например, исследование морского дна вдоль трассы трубопровода в Балтийском и Северном море), но и строительные работы. Существующий газовый терминал Nybro расширяется на западном побережье Дании, и проложен участок газопровода вдоль Малого пояса между полуостровом Ютландия и датскими островами Орё и Фюн, трубопроводы ведутся в Зеландии, где также начались работы на компрессорной станции недалеко от Эвердрупа. Компания «Газ-Систем» передала подрядчику участок газопровода, проходящего через Балтийское море (до Сайпема), для строительства так называемых посадочных площадок в Польше (коммуна Реваль) и Дании (коммуна Факсе), где в ближайшее время начнется подготовка строительной площадки.

 
Бизнес и климат. Дания и Норвегия о "Балтийской трубе"
 
 
Бизнес и климат. Дания и Норвегия о "Балтийской трубе"
 
 
Бизнес и климат. Дания и Норвегия о "Балтийской трубе"
 
 
Бизнес и климат. Дания и Норвегия о "Балтийской трубе"
 
 
Бизнес и климат. Дания и Норвегия о "Балтийской трубе"
 

Если Вам интересна эта тематика канала подписывайтесь

 

04.12.2020 в 06:45
Энергетический сектор Норвегии на перекрестке служб Китая и России
04.12.2020 в 06:36
Дания прекратит добычу нефти и газа к 2050 году. Польская газовая «Балтийская труба» находится под угрозой?
15.07.2020 в 12:47
Ведется строительство самого длинного в мире силового кабеля
07.07.2020 в 09:05
Германия хвалит датчан за разрешение на строительство Северный поток 2
06.07.2020 в 01:27
Дания дала добро на использование судна Фортуна на строительстве Северный поток 2
18.06.2020 в 09:02
Дания примет решение об окончательном строительстве Nord Stream 2 через месяц
16.06.2020 в 06:55
Северный поток 2 снова будет ждать одобрения Дании
20.04.2020 в 08:56
Дания снизит свою зависимость от России благодаря собственным газовым и балтийским месторождениям
20.01.2021 в 01:29
Олигархи выиграют от импорта энергии с российской атомной электростанции в Беларуси
20.01.2021 в 09:14
Нефтяные компании и группы помощи планируют оказать давление на Байдена, чтобы он разрешил Венесуэле обмен нефти на топливо
20.01.2021 в 09:11
США вводят новые санкции против Северного потока 2
20.01.2021 в 09:07
Первая немецкая компания, покинувшая «Северный поток 2» из-за риска санкций США
20.01.2021 в 09:04
Газпром предупреждает о возможности краха проекта Северного потока 2
20.01.2021 в 09:00
Звезда режет сталь для другого танкера Arctic LNG 2
19.01.2021 в 02:19
Пекин отклонил просьбы китайских производителей стали отменить запрет на австралийский уголь
19.01.2021 в 02:13
Китайские судостроители в 2020 году превзошли Южную Корею, заняв первое место в мире
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика