
В Беларуси приняты тарифы на обратную поставку нефти по трубопроводу Дружба из Польши на Мозырский НПЗ.
— В целях ввоза нефти с территории Польши Постановлением Министерства антимонопольного и торгового законодательства Республики Беларусь № 29 от 14 апреля 2020 года предусмотрено утверждение тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам ОАО «Гомельтранснефть — Дружба», расположенным в Республике Беларусь со стороны Адамово. Это сообщение, которое появилось 23 апреля на сайте министерства
Тариф, публикуемый в соответствии с положениями регламента, должен составлять 8,58 белорусского рубля за тонну чистого сырья. Для платежей в иностранной валюте тариф был установлен на уровне 3,65 евро за тонну.
Диверсификация по-белорусски
История поиска альтернативных поставок нефти в Беларусь всерьез зародилась в начале этого года, когда выяснилось, что между Белнефтехимом и российскими нефтяными компаниями нет соглашения относительно условий регулярных поставок нефти в Беларусь. Согласно межправительственному соглашению, заключенному осенью 2019 года, Беларусь должна была импортировать около 24 миллионов тонн российской нефти в 2020 году.
В результате спора не было регулярных поставок сырья на белорусские нефтехимические заводы в Новополоцке и Мозыре до апреля. Поставки осуществлялись только небольшими партиями нефти, доставляемыми из портов в Клайпеде и Одессе, а также скромными поставками независимой российской нефтяной группы Safmar.
В начале февраля Александр Лукашенко объявил, что Беларусь начинает процесс диверсификации поставок нефти из России. Он отметил, что 30 процентов поставок должно приходиться из региона Балтийского моря, 30 процентов из Черного моря и 40 процентов из России.
В конце февраля полномочный представитель правительства по стратегической энергетической инфраструктуре Петр Наимский во время визита в США заявил, что Польша хочет помочь Беларуси диверсифицировать свою деятельность. На следующий день после его заявления компания PERN, ответственная за нефтепровод Дружба, объявила, что начинает подготовительные работы по созданию возможности обратного транспорта нефти на участке Плоцк-Адамово. Благодаря этой модернизации, нефтепровод Дружба сможет перекачивать нефть одновременно в противоположных направлениях. До сих пор отсутствие такой возможности эффективно препятствовало поставкам нефти из Польши